
Наверное, до войны России против Украины обыски, проводимые СБУ в Киево-Печерской Лавре, могли бы показаться сенсацией. Но сейчас это, скорее, закономерность.
Закономерность, которая требует ответа на один простой вопрос: если в Украине существует религиозная организация, канонический центр которой столетиями находится в другой стране, я бы сказал – в другой цивилизации, то чего мы от этой организации хотим? Чтобы она не транслировала в своих помещениях идеологию Москвы? Потому что мы называем эти помещения храмами, суть задач не меняется, правда? Чтобы в ее рядах не было людей, искренне полагающих, что победа «русского мира» – это божий промысел? И мы считаем, что российские бомбардировки должны изменить позицию этих людей? Но религиозный фанатизм и деньги никто не отменял.
Я совсем не собираюсь утверждать, что организация с религиозным центром в другой стране – это всегда проблема. Вопрос в том, что это за страна. Проблема возникает именно тогда, когда эта «другая страна» хочет уничтожить не просто соседнее государство, но и лишить его населения идентичности в свою пользу.
Русская Православная Церковь – прежде всего, инструмент подавления идентичности народов империи. Можно верить в Бога, не верить, сущность от этого не меняется. В конце концов именно для укрепления власти Москвы – и светской, и духовной – престол митрополита Киевского перенесли в Москву. И каждый, кто до сих пор считает эту бесхитростную операцию по превращению небольшого провинциального княжества в «центр Вселенной» каноном, объективно способствует этой цели.